Анализ рынка мебели для дома и офисной мебели

[Анализы и обзоры]→[Анализы и обзоры рынков оборудования]→[Анализ российского рынка мебели для дома и офисной мебели]

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА МЕБЕЛИ ДЛЯ ДОМА И ОФИСНОЙ МЕБЕЛИ

1. Производство мебели в России
Согласно экспертным оценкам, объем мирового рынка мебели в настоящее время превышает 200 млрд. евро в год, при этом доля России в нем составляет лишь около 0,61%
По данным отдела развития лесопромышленного комплекса Департамента промышленности Минпромэнерго России, в нашей стране мебель производят 5770 предприятий, среди которых более 500 крупных и средних, в мебельном производстве занято 157,9 тыс. человек.
Наибольший объем мебели выпускается в Центральном федеральном округе - 39%, в Северо-западном округе он составляет 12%, на Юге России - 11%. В общем объеме производства мебели наиболее велика доля Москвы и Московской области (28%); на Санкт-Петербург и Ленинградскую область приходится 8% всего выпуска мебели. По объемам производства мебели в России лидирует компания «Шатура» (7-10% рынка). Далее следуют: ПК «Электрогорскмебель» (5-7%), ЗАО «Миассмебель» (1-2%), ЗАО «Сходня-мебель» (1-2%). Предприятия: ОАО «Севзапмебель», ОАО «Москомплектмебель», ОАО «Ивановомебель» занимают около 1% рынка.
Официальные статистические данные свидетельствуют о том, что объемы производства мебели в России за период с 2000 по 2004 год постоянно возрастали, составив в 2004 году около 33 млрд. рублей или 1,15 млрд. долларов США (см. таблицу 1, рисунок 2). По мнению экспертов, в 2005 году есть все основания ожидать сохранения тенденции к росту объемов производства мебели российскими предприятиями.
 Другая значимая тенденция, наблюдаемая в последние годы в российском мебельном производстве, связана с увеличением доли малых предприятий – производителей (см. таблицу 1, рисунок 3). Так, если в 2000 году доля малых предприятий составляла лишь 11%, а 89% внутреннего производства  оставались за крупными предприятиями, то уже в 2002 году доля малых предприятий увеличилась почти в два раза, составив 21,8%. Однако в последующие два года наблюдалось некоторое уменьшение доли малых предприятий в производстве, в 2004 году она составила 16,6%.
Необходимо отметить тот факт, что, по мнению ряда экспертов мебельного рынка, данные официальной статистики существенно занижены и реальные значения объемов российского производства мебели выше официальных в 1,5 - 2,5 раза. В частности, по оценкам центра по развитию мебельной промышленности (ЦРМП) Государственного научного центра лесопромышленного комплекса (ФГУП ГНЦ ЛПК), «теневая» экономика в мебельном производстве составляет в настоящее время более 45% от официальных показателей выпуска мебели.
По материалам исследования «Экспресс-обзор», авторы которого использовали минимальную оценку превышения реальных показателей объемов производства мебели над статистическими (1,45), реальный объем производства мебели в России в 2004 году
В стоимостном эквиваленте темпы роста производства мебели в России отражают данные таблицы 3. Они свидетельствуют о том, что в период с 2001 по 2004 год наблюдалась стабильная тенденция прироста цен на российскую мебель, наиболее проявившаяся в 2002 году (см. рисунок 4). В частности, в 2004 году в текущих ценах российское производство показало 13% прироста. Однако если учесть общее подорожание непродовольственных товаров в 2004 году, можно говорить лишь о 5% приросте цен на мебель. Эти показатели выше темпов прироста 2003 года (1,76%).
В структуре мебельного рынка можно выделить два крупных сегмента: мебель для дома и офисная мебель. Дадим краткую характеристику каждого из этих сегментов.
Как показывают материалы современных исследований, рынок мебели для дома в последние годы характеризует устойчивая тенденция к росту. Так, в 2004 году рынок вырос на 13% в текущих ценах, в сопоставимых ценах этот показатель составил 5,3%. Однако в 2003, 2004 годах наблюдалось заметное снижение темпов прироста рынка мебели для дома, и если в 2001 году показатели прироста составили 13,7%, то в 2004 году - только 5,3%. По мнению экспертов, замедление темпов роста рынка свидетельствует о постепенном насыщении рынка мебели для дома, и в ближайшем будущем вряд ли следует ожидать увеличения темпов его роста. По предварительным подсчетам, в 2005 году в сопоставимых ценах прирост рынка домашней мебели составил 2,32%.
В структуре рынка мебели для дома наибольшую долю занимает корпусная мебель для жилых комнат и прихожих (31,3%) (см. рисунок 5). Отмечается тенденция к замещению шкафов и стенок встраиваемой мебелью (в основном - прихожими).
Следующий сегмент по объему продаж – это мягкая мебель (23,3%). Объем производства мягкой мебели (по всему ассортиментному ряду в целом) в 2004 году увеличился более чем на четверть - на 25,7% в натуральных показателях по сравнению с 2003 годом. Примечателен факт, что почти половина мягкой мебели производится малыми предприятиями (41,3%). Как отмечают эксперты, основной тенденцией 2004 года стало снижение популярности мягкой мебели в качестве спального места.
На третьем месте по объему продаж – кухонная мебель (16,1%). В 2004 году емкость рынка кухонь составила 595 тысяч кухонных гарнитуров, реально было продано 399 тысяч кухонных гарнитуров. Рынок кухонных гарнитуров насыщен на 67%, то есть резервов роста у рынка еще достаточно.
Четвертое место по объемам продаж занимает мебель для спальни (14,2%). Представляется интересным отметить, что около 40% этого рынка в настоящее время составляют деревянные кровати (в стоимостном выражении). Объем продаж кроватей вырос в натуральном выражении на 11,1%, а в стоимостном – на 22,8%, тем самым выйдя в лидеры по темпам роста на рынке мебели для дома. Еще одной тенденцией рынка мебели для спальни становится замещение корпусных шкафов для спальни встроенными шкафами.
С опережающими мебельный рынок в целом темпами растет рынок мебели для домашнего кабинета. В 2004 году доля прироста этого сегмента составила 22,7% в текущих ценах и 14,3% в сопоставимых ценах. Наибольшую долю объема продаж мебели для домашних кабинетов занимают компьютерные столы (35%). На втором месте - операторские кресла, на третьем -  оперативная мебель.
Сегмент встроенной мебели пока занимает 2,5% рынка мебели для дома и характеризуется тенденцией к увеличению доли. Мебель для ванных комнат в настоящее время по объемам продаж составляет лишь малую долю рынка домашней мебели (1,8%).
Объемы продаж по основным сегментам мебели для дома на конец 2005 года (по данным, приводимым компанией CompEx Trade), приведены в таблице 4.
Характеризуя объем российского рынка офисной мебели, необходимо отметить, что по материалам исследования, проведенного компанией PRADO Marketing, в период 2002-2004 гг. наблюдался стабильный рост рынка офисной мебели. Так, объем российского рынка офисной мебели в 2004 году увеличился по отношению к 2003 году на 12,8%; в 2003 году, по отношению к 2002 году - на 12,5% соответственно. В 2005 году прогнозировалось дальнейшее увеличение объема рынка офисной мебели, а также сохранение темпов роста (по экспертным оценкам, минимум 10%) при условии сохранения способствующих росту рынка факторов, таких как: улучшение общеэкономической ситуации в России, рост платежеспособности населения, рост объемов предложения на рынке жилой недвижимости, развитие культуры потребления мебели (см. рисунок 6).
К товарам, реализуемым на рынке офисной мебели, можно отнести: письменные и компьютерные столы; столы для конференций; офисные рабочие стулья и стулья для посетителей; шкафы; стеллажи; тумбы; директорские и менеджерские кресла; кабинеты; мягкую мебель. Компьютерные столы разделяют на два вида: стойки, в которых компактно размещаются все компьютерные аксессуары, и столы с местом для компьютера и площадью для работы.
В структуре рынка офисной мебели различают три основных ценовых сегмента. Первый сегмент - это так называемая оперативная мебель, предназначенная для специалистов, не выполняющих руководящих функций (средняя стоимость одного рабочего места - $200--500). Он составляет около 50-60% от общего объема продаж.
Второй сегмент (примерно 30-40% рынка) - мебель так называемого бизнес-класса, которой обустраиваются рабочие места руководителей и менеджеров среднего звена ($1-10 тыс.).
Третий сегмент представлен эксклюзивной мебелью, предназначенной для кабинетов первых лиц и топ-менеджмента (от $10 тыс.). На него приходятся оставшиеся 10-15% рынка.
Структуру продаж офисной мебели разных ценовых сегментов на российском рынке в 2004 году отражает диаграмма, представленная на рисунке 7.
На рынке оперативной мебели продукция российского производства в настоящее время практически полностью вытеснила импортные марки. Почти вся продаваемая в России оперативная офисная корпусная мебель - российского производства, здесь лидируют такие компании, как: «Крафт», «Соло», «Фронда», «Феликс», «Шатура», «Юнитекс», "D.E.M.-Group”.
В качестве лидера отечественного производства офисной мебели, по экспертным оценкам, выделяется производственно-торговая группа «ЮНИТЕКС», за которой на сегодняшний день остается 12-15% рынка. В 2003 году объем продаж и производства офисной мебели компанией «ЮНИТЕКС» вырос на 30-40% по разным категориям товаров.
Эксперты отмечают, что «окрыленные успехом» в производстве мебели для персонала, российские мебельщики не намерены останавливаться на достигнутом. В 2003 году начался активный процесс завоевания ими офисной мебели сегмента бизнес-класса. По прогнозам, в ближайшие год-два отечественным производителям удастся занять 30-50% в сегменте бизнес-класса против нынешних 10-15% (см. рисунок 8).
В сегменте эксклюзивной офисной мебели, по мнению экспертов, у российских производителей в настоящее время мало шансов на успех. В качестве резюме по аргументации таких оценок может выступать следующее высказывание Екатерины Демидовой, начальника департамента выставочных стендов компании "D.E.M.-Group”: «Потребители элитной мебели претендуют прежде всего на эксклюзивность. Функциональные свойства офисной мебели и даже ее цена для них часто имеют второстепенное значение. Мебель в кабинете высокопоставленного человека - это прежде всего часть его имиджа. И потому здесь огромное значение имеет как высокое качество, достичь которого российским компаниям пока не под силу, так и сама репутация известного брэнда».
2. Импорт и экспорт мебели
Согласно данным, приводимым ИА «Росбалт», в 2003 году российские мебельные предприятия произвели продукции на 30 млрд. рублей, в то время как из-за рубежа было импортировано мебельной продукции на 520 млн. долларов США. Доля импортной мебели, реализуемой на российском рынке, доходит до 50% (см. рисунок 9). При этом доля поддельной продукции в составе импортной мебели составляет до 40%. Часть приходится на фальсификат из Восточной Европы и Прибалтики, часть - на низкосортную продукцию из стран Евросоюза, нередко содержащую опасные для здоровья химические добавки.
Основным фактором, ответственным за широкое распространение поддельной мебельной продукции на российском рынке, выступает низкая цена подделок, что зачастую имеет решающее значение для отечественных потребителей. По данным Центра по развитию мебельной промышленности Государственного научного центра лесопромышленного комплекса, россияне тратят на мебель в среднем 8-12 евро в год. Для сравнения, аналогичный показатель по странам Евросоюза составляет 260-400 евро.
В сегменте мебели для дома, по официальным статистическим данным, объем продаж в 2004 году составил 3,2 млрд. долларов США, или 92,7 млрд. рублей. Доля импортной продукции в общем объеме составила около 50% или 1,6 млрд. долларов США. За год импорт домашней  мебели вырос на четверть, тогда как российское производство – только на 13%. Аналитики высказывают опасения, что в случае сохранения наблюдаемой тенденции российским производителям может грозить потеря рынка. Особое влияние со стороны западных производителей отмечается в отношении кухонной мебели – их доля здесь составляет 55-60% (в разных ценовых сегментах).
Эксперты «НВМ Бизнес Консалтинг» акцентируют факт усиления в последние годы активности западных производителей мебели для дома на российском рынке. При этом западные производители не только удерживают приоритет в среднем и верхнем ценовых сегментах, но и стараются укрепить положение в нижней ценовой нише. Выраженность конкуренции со стороны западных производителей выступает важнейшим фактором, препятствующим увеличению объемов производства и рынков сбыта для российских производителей.
На рынке офисной мебели расстановка сил среди зарубежных производителей в 2004 году выглядела следующим образом (см. рисунок 10). Первенство принадлежало Италии. По оценкам экспертов, около 25-30% импортной мебели привезено в Россию именно из этой страны (большую часть итальянской офисной мебели - 60-70% - составила продукция верхнего ценового сегмента).
Другие крупные страны-поставщики офисной мебели на российском рынке - Великобритания, Германия, Испания, Польша, Франция - шли со значительным отрывом от итальянцев (доля каждой из них составила 10-15%).
По прогнозам, в ближайшее время доля импортной офисной мебели, вероятно, будет сокращаться. Наряду с активными действиями отечественных производителей этому процессу может способствовать рост курса евро по отношению к доллару (и рублю), и как следствие - поднятие внутренней российской цены на продукцию европейского производства. По словам продавцов, за последний год стоимость среднего итальянского гарнитура (стол, кресло, две тумбы) на российском рынке из-за укрепления европейской валюты выросла на 10-15%.
Существующая в настоящее время ситуация свидетельствует о том, что отечественная мебельная промышленность остро нуждается в повышении конкурентоспособности своей продукции. Как полагает генеральный директор корпорации «Шатура» Валентин Зверев, в случае, если тенденция последних лет сохранится, уже в ближайшие год-два следует ожидать увеличения доли импортной продукции мебели на российском рынке до 70%. Представители ряда российских мебельных предприятий активно призывают защитить отечественного мебельного производителя при помощи повышения импортных пошлин на готовую продукцию.
По мнению Сергея Митина – руководителя департамента Министерства промышленности и энергетики РФ, для повышения конкурентоспособности отечественной мебельной промышленности прежде всего необходимо обеспечить мебельщиков  современными качественными материалами и фурнитурой. Большинство российских мебельных предприятий в настоящее время использует импортные материалы и комплектующие, которые либо вообще не производятся в России, либо выпускаются, но низкого качества. От общего объема материалов и комплектующих, применяемых в производстве, 30% закупается по импорту (в отношении плит МДФ – 80%, плит ДСП – 15%, по фурнитуре – 50%). Российские мебельщики вынуждены оплачивать таможенную пошлину, плюс нести транспортные расходы. В итоге отечественный производитель платит за комплектующие и оборудование существенно больше, чем зарубежные производители у себя в стране. Это способствует удорожанию отечественной мебели и снижает ее конкурентоспособность.
В контексте реализации обозначенной задачи Правительство РФ в 2003 году снизило таможенные пошлины на ввоз большинства видов фурнитуры с 20 до 10%. С. Митин отметил также, что министерство «будет всячески содействовать производству металлической мебельной фурнитуры на отечественных предприятиях».
Примечательно, что российские производители офисной мебели не только удовлетворяют внутренние потребности страны, но уже замахиваются и на экспорт своей продукции. В 2003 году представители ряда известных российских компаний заявили о своих намерениях начать поставки в страны «третьего мира». Пока никаких реальных достижений здесь нет, хотя отечественные производители уже весьма успешно показали себя на крупной мебельной выставке в Дубае, завязали деловые контакты, которые, вероятно, позволят поставлять офисную мебель в страны Ближнего Востока.
3. Характеристика потребительского спроса
По материалам исследования российского мебельного рынка «Экспресс-обзор», среднедушевое потребление мебели для дома на протяжении последних лет увеличивается (однако, с замедляющимися темпами) и в 2005 году, по предварительным оценкам, выросло на 7%. Объемы потребления мебели (включая офисную и специальную) за последние пять лет возросли более чем в два раза: в 2000 году среднедушевое потребление мебели в России составляло 9 долларов США в год; в 2004 этот показатель составил уже 20 долларов США в год. Если опираться в оценках на неофициальные данные, то приведенные показатели имеют следующую величину: 14 долларов США в 2000 году и 29 долларов США – в 2004 году. Для сопоставления можно отметить, что  французы тратят на мебель до 200 евро в год, немцы – до 300 евро.
Таким образом, по сравнению с европейскими странами потребление мебели в России остается на низком уровне. Наиболее высокие показатели потребления мебели характерны для Москвы и Московской области. Так, среднедушевое потребление мебели в Москве в 4 раза выше, чем по России в целом, а в Московской области – в 2 раза выше. Московский регион потребляет в 3 раза больше мебели на душу населения, чем в среднем по России. По оценкам экспертов, в 2005 году тенденция увеличения объема потребления сохранилась, потребление мебели (включая офисную и специальную) в среднем на одного россиянина составило 22 доллара США, если опираться на официальные данные, и 32 доллара США при опоре на неофициальную статистику (см. рисунок 11). Общий объем потребления мебели по предварительным оценкам составил 3 млрд. долларов США (89,1 млрд. рублей) по данным официальной статистики и 4,6 млрд. долларов США (132,4 млрд. рублей) – по неофициальным данным.
Проведем краткий анализ основных тенденций спроса в отдельных сегментах российского мебельного рынка, а именно - в сегменте мебели для дома и в сегменте офисной мебели. Материалы исследования «Экспресс-опрос» свидетельствуют о том, что в сегменте мебели для дома в 2004 году наибольшая доля продаж (31%) приходилась на корпусную мебель для ванн и прихожих (см. рисунок 5). Далее в убывающем порядке следовали: мягкая мебель (23%), кухонная мебель (16%), мебель для спальни (14%), детская мебель (3%), встроенная мебель (2,5%), мебель для ванных комнат (1,8%).
В последние годы предпочтения россиян в отношении мебели для дома несколько изменились. Так, если раньше предпочитали спать на диванах, то сегодня все более востребованными становятся деревянные кровати (которые по темпам прироста продаж в 2004 году - 22,8%, обогнали даже рост рынка в целом). Период бурного роста спроса отмечается и в секторе мебели для домашнего кабинета. В большинстве случаев интерьер российские потребители обновляют вместе с новосельем и практически всегда в новую квартиру покупаются «кухни». В 2004 году было продано 399 тысяч кухонных гарнитуров, и этот рынок насыщен лишь на 67%.
Применительно к сегменту офисной мебели аналитики отмечают, что в настоящее время потребитель становится все более взыскательным. Меняется и бизнес-среда, что напрямую отражается на рынке офисной мебели и не остается незамеченным производителями. Сегодня офисную мебель выбирают с точки зрения функциональности, надежности и практичности, учитывая при этом интерьерные и дизайнерские особенности. Мебель должна быть объединена общим стилем. Должна соответствовать общей идее офиса. Словом, мебель должна работать и при этом отлично выглядеть. Большинство покупателей предпочитает обращаться в компании, которые давно присутствуют на мебельном рынке, имеют заслуженную репутацию, сертификаты качества на свою продукцию, круг постоянных клиентов, хорошие рекомендации надежных партнеров. Низкая цена перестает быть наиболее значимой и привлекательной характеристикой офисной мебели.
Среди общих тенденций российского мебельного рынка можно отметить, что мебель стала светлее, покупатель — смелее. Мебельная индустрия развивается очень активно, появляются новые идеи и материалы, не менее оригинальные, более практичные. Однако, как свидетельствует потребительский спрос, дерево и имитация натурального дерева в России никогда не выйдут из моды. Это классика, которая лежит в основе коллекции любого производителя, любой торговой компании. Консервативный покупатель будет всегда, так же как стилистические, дизайнерские новинки.
Необходимо отметить, что оценки тенденций спроса на офисную мебель, даваемые столичными экспертами, несколько отличаются от данных исследований, проводимых в удаленных от столицы российских регионах. Хотя основные тенденции в удаленных регионах прослеживаются те же, акценты в них все же различны (можно сказать – идут с запозданием).
В частности, материалы исследования основных факторов, оказывающих влияние на потребительские предпочтения офисной мебели, проведенного МКЦ «Мегатавр» в Хабаровске в 2004 году, свидетельствуют о том, что наиболее значимым критерием выбора офисной мебели здесь остается цена (так считали 69% респондентов). На втором и третьем местах по важности при выборе салонов офисной мебели для респондентов выступали высокое качество представленной мебели (53%) и качество обслуживания (36%).
При выборе места покупки офисной мебели и самой офисной мебели немаловажное значение имели удобное расположение салона (11%), дизайн представленной мебели (9%), опыт предыдущих покупок у данного торгового оператора или в данном салоне (6%). Отмеченные факторы свидетельствуют о разборчивости хабаровских потребителей, а также о стремлении потратить средства с наибольшей пользой.
На выбор потребителей Хабаровска мало влияли такие критерии, как: личные предпочтения к определенным товарам конкретных производителей (3%), советы друзей или знакомых (3%), широкий ассортимент (2%), знакомство с руководителями и работниками салонов (1%). Доля тех, кто затруднился выделить основные факторы, влияющие на выбор офисной мебели, составила лишь 0,5%, в связи с чем авторы исследования сделали заключение о том, что, как правило, потребители четко знают, какая офисная мебель им необходима, их предпочтения достаточно осознанны и определенны.
4. Прогнозы развития российского мебельного рынка
В качестве резюме по проведенному обзору современного состояния российского мебельного рынка, опираясь на оценки экспертов, сформулируем некоторые предположения о возможных тенденциях развития этого рынка в ближайшем будущем.
  • Прежде всего, можно ожидать дальнейшего роста объемов отечественного производства мебели, укрепления позиций отечественных производителей на внутреннем рынке, а также налаживания ими экспортных поставок. В большей мере эта тенденция, вероятно, будет проявляться в сегменте офисной мебели, более освоенном российскими производителями.

  • С отмеченной тенденцией связано предположение о постепенном выходе российских производителей на изготовление более дорогой и качественной мебели для дома и офиса (в частности, офисной мебели бизнес-класса), спрос на которую повышается, и где в настоящее время приоритет остается за зарубежными производителями и торговыми марками.

  • Вероятно, тенденция роста потребления мебели в России в ближайшие годы сохранится, поскольку рынок имеет значительный потенциал. Наряду с этим будет увеличиваться «разборчивость» потребителей при выборе мебели – фактор цены уступит лидирующие позиции качеству и надежности продукции, ее стилевому решению, сервисному обслуживанию, предлагаемому торговым оператором.

  • С увеличением спроса на мебель возрастет конкуренция между производителями в борьбе за рынок. В конкурентной борьбе преимущество будут иметь производители и торговые операторы, предлагающие качественную, но недорогую мебель, обеспечивающие сопровождение клиента (проектирование, доставка и сборка, гарантийное и послегарантийное обслуживание), а также те фирмы, которые быстрее и эффективнее решат вопрос о соотношении качества продукции и затрат на ее производство, продвижение и сопровождение.Рост конкуренции между производителями мебели и торговыми операторами послужит своеобразным толчком к более четкому выделению лидеров на рынке, выступит стимулом для поиска новых, нестандартных конструкторских решений, маркетинговых ходов; для расширения ассортиментного ряда; для более внимательного отношения к потребителю, более комплексного выявления и учета потребительских потребностей и ожиданий при продвижении продукции, разработке новых моделей.

Поиск
Форма входа
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0