ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДХОДОВ
ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА). ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПОДХОДОВ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА.
Цель настоящей
статьи – сравнить основные действующие подходы к оценке стоимости и представить
их краткую характеристику; обозначить рекомендации относительно выбора
определенного подхода оценки стоимости.
Основные
действующие подходы и методы к оценке стоимости предприятия (бизнеса)
В соответствии с
существующими стандартами, оценить стоимость любого объекта собственности можно
с помощью трех подходов: доходного, рыночного (сравнительного) и затратного.
Рассмотрим более подробно каждый из них.
Затратный подход оценки бизнеса
Затратный подход
– совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на
определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта
оценки, с учетом его износа;
Затратный подход
наиболее применим для компаний специального назначения, материалоемких и
фондоемких производств, а также в целях страхования. Применение затратного
подхода к оценке бизнеса необходимо в двух случаях:
- во-первых, затратный подход незаменим при оценке некотирующихся компаний, чаще всего зарегистрированных в форме ООО, ЗАО, ГУП-ов, которые, как правило, имеют непрозрачные финансовые потоки;
- во-вторых, применение затратного подхода вместе с доходным, позволяет принимать эффективные инвестиционные решения.
Сравнительный подход оценки бизнеса
Сравнительный
подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на
сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется
информация о ценах сделок с ними;
Сравнительный
подход базируется на рыночной информации и учитывает текущее действие
потенциальных продавцов и покупателей. Данный метод основан на принципе
замещения – покупатель не купит объект недвижимости, если его стоимость
превышает затраты на приобретение на рынке схожего объекта, обладающего такой
же полезностью.
Доходный подход оценки бизнеса
Доходный подход –
совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении
ожидаемых доходов от объекта оценки и их сопоставлении с текущими затратами с
учетом факторов времени и риска.
Каждый из трех
названных подходов оценки предприятия (бизнеса) предполагает использование специфических методов оценивания.
Доходный подход
предусматривает использование метода капитализации и метода дисконтированных
денежных потоков.
Сравнительный
подход включает в себя метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевых
коэффициентов.
Затратный подход
использует метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.
Кратко
рассмотрев основные методы трех названных подходов, можно провести
сравнительный анализ подходов к оценке стоимости предприятия.
Преимущества
затратного подхода оценки бизнеса
- Учитывает влияние производственно-хозяйственных факторов на изменение стоимости активов.
- Дает оценку уровня развития технологии с учетом степени износа активов.
- Расчеты опираются на финансовые и учетные документы, то есть результаты оценки более обоснованы.
Недостатки
затратного подхода оценки бизнеса
- Отражает прошлую стоимость.
- Не учитывает рыночную ситуацию на дату оценки.
- Не учитывает перспективы развития предприятия.
- Не учитывает, риски.
- Статичен.
- Отсутствуют связи с настоящими и будущими результатами деятельности предприятия.
Преимущества
сравнительного подхода оценки бизнеса
- Базируется на реальных рыночных данных.
- Отражает существующую практику продаж и покупок.
- Учитывает влияние отраслевых (региональных) факторов надену акций предприятия.
Недостатки
сравнительного подхода оценки бизнеса
- Недостаточно четко характеризует особенности организационной, технической, финансовой подготовки предприятия.
- В расчет принимается только ретроспективная информация.
- Требует внесения множества поправок в анализируемую информацию.
- Не принимает во внимание будущие ожидания инвесторов.
Преимущества
доходного подхода оценки бизнеса
- Учитывает будущие изменения доходов, расходов.
- Учитывает уровень риска (через ставку дисконта).
- Учитывает интересы инвестора.
Недостатки
доходного подхода оценки бизнеса
- Сложность прогнозирования будущих результатов и затрат.
- Возможно несколько норм доходности, что затрудняет принятие решения.
- Не учитывает конъюнктуру рынка.
Из анализа достоинств и недостатков вышеназванных
подходов и методов можно сделать вывод о том, что ни один из них не может быть
использован в качестве базового. В практике операций с оценкой предприятий
встречаются самые разные ситуации. Каждому классу ситуаций соответствуют свои,
адекватные подходы и методы. Для этого необходимо предварительно
классифицировать ситуации оценки с использованием группировки объектов, типа
сделки, момента, на который производиться оценка, и т.д. Если на рынке
обращаются десятки или сотни однородных объектов, целесообразно применение
сравнительного подхода. Для оценки сложных и уникальных объектов
предпочтительнее затратный подход.
На идеальном рынке все три подхода должны привести
к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными,
потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители
могут быть неэффективны. Данные подходы могут давать различные показатели
стоимости. Поскольку существует возможность применять к оценке предприятия в
конкретной инвестиционной ситуации различные методы оценки, можно произвести
«взвешивание» оценок, рассчитанных по разным методикам. Весовые коэффициенты
значимости оценок по разным методам оценки понимаются как коэффициенты доверия
к соответствующему методу.
Окончательная оценка стоимости предприятия
(бизнеса) может быть определена по формуле:
V = ∑ Vi * Zi, где:
Vi – оценка
стоимости предприятия (бизнеса) i-м методом;
i =1, …, n –
множество применимых в данном случае методов оценки;
Zi – весовой коэффициент метода номер i.
Очевидно, что при этом разумное выставление
коэффициентов Zi является одним из главных свидетельств достаточной
квалифицированности и непредвзятости оценщика бизнеса.
Таким образом, в рамках данной статьи были
приведены краткие характеристики трех основных подходов к оценке стоимости
предприятий, обозначены базовые моменты к процессу выбора подходов для проведения
будущих оценок.