Достоинства и недостатки подходов оценки

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДХОДОВ ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА). ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПОДХОДОВ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА.
Цель настоящей статьи – сравнить основные действующие подходы к оценке стоимости и представить их краткую характеристику; обозначить рекомендации относительно выбора определенного подхода оценки стоимости.
Основные действующие подходы и методы к оценке стоимости предприятия (бизнеса)
В соответствии с существующими стандартами, оценить стоимость любого объекта собственности можно с помощью трех подходов: доходного, рыночного (сравнительного) и затратного. Рассмотрим более подробно каждый из них.
Затратный подход оценки бизнеса
Затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа;
Затратный подход наиболее применим для компаний специального назначения, материалоемких и фондоемких производств, а также в целях страхования. Применение затратного подхода к оценке бизнеса необходимо в двух случаях:
  1. во-первых, затратный подход незаменим при оценке некотирующихся компаний, чаще всего зарегистрированных в форме ООО, ЗАО, ГУП-ов, которые, как правило, имеют непрозрачные финансовые потоки;
  2. во-вторых, применение затратного подхода вместе с доходным, позволяет принимать эффективные инвестиционные решения.
Сравнительный подход оценки бизнеса
Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними;
Сравнительный подход базируется на рыночной информации и учитывает текущее действие потенциальных продавцов и покупателей. Данный метод основан на принципе замещения – покупатель не купит объект недвижимости, если его стоимость превышает затраты на приобретение на рынке схожего объекта, обладающего такой же полезностью.
Доходный подход оценки бизнеса
Доходный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки и их сопоставлении с текущими затратами с учетом факторов времени и риска.
Каждый из трех названных подходов оценки предприятия (бизнеса)  предполагает использование специфических методов оценивания.
Доходный подход предусматривает использование метода капитализации и метода дисконтированных денежных потоков.
Сравнительный подход включает в себя метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов.
Затратный подход использует метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.
Кратко рассмотрев основные методы трех названных подходов, можно провести сравнительный анализ подходов к оценке стоимости предприятия.
Преимущества затратного подхода оценки бизнеса
  • Учитывает влияние производ­ственно-хозяйственных фак­торов на изменение стоимо­сти активов.
  • Дает оценку уровня развития технологии с учетом степени износа активов.
  • Расчеты опираются на финан­совые и учетные документы, то есть результаты оценки более обоснованы.
Недостатки затратного подхода оценки бизнеса
  • Отражает прошлую стоимость.
  • Не учитывает рыночную ситуацию на дату оценки.
  • Не учитывает перспективы развития предприятия.
  • Не учитывает, риски.
  • Статичен.
  • Отсутствуют связи с настоя­щими и будущими результа­тами деятельности пред­приятия.
Преимущества сравнительного подхода оценки бизнеса
  • Базируется на реальных рыночных данных.
  • Отражает существующую практику продаж и покупок.
  • Учитывает влияние отрасле­вых (региональных) факторов надену акций предприятия.
Недостатки сравнительного подхода оценки бизнеса
  • Недостаточно четко характе­ризует особенности органи­зационной, технической, финансовой подготовки предприятия.
  • В расчет принимается только ретроспективная информация.
  • Требует внесения множества поправок в анализируемую информацию.
  • Не принимает во внимание будущие ожидания инвесторов.
Преимущества доходного подхода оценки бизнеса
  • Учитывает будущие измене­ния доходов, расходов.
  • Учитывает уровень риска (через ставку дисконта).
  • Учитывает интересы инвестора.
Недостатки доходного подхода оценки бизнеса
  • Сложность прогнозирования будущих результатов и затрат.
  • Возможно несколько норм доходности, что затрудняет принятие решения.
  • Не учитывает конъюнктуру рынка.
Из анализа достоинств и недостатков вышеназванных подходов и методов можно сделать вывод о том, что ни один из них не может быть использован в качестве базового. В практике операций с оценкой предприятий встречаются самые разные ситуации. Каждому классу ситуаций соответствуют свои, адекватные подходы и методы. Для этого необходимо предварительно классифицировать ситуации оценки с использованием группировки объектов, типа сделки, момента, на который производиться оценка, и т.д. Если на рынке обращаются десятки или сотни однородных объектов, целесообразно применение сравнительного подхода. Для оценки сложных и уникальных объектов предпочтительнее затратный подход.
На идеальном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. Данные подходы могут давать различные показатели стоимости. Поскольку существует возможность применять к оценке предприятия в конкретной инвестиционной ситуации различные методы оценки, можно произвести «взвешивание» оценок, рассчитанных по разным методикам. Весовые коэффициенты значимости оценок по разным методам оценки понимаются как коэффициенты доверия к соответствующему методу.
Окончательная оценка стоимости предприятия (бизнеса) может быть определена по формуле:

V = ∑ Vi * Zi, где:

 Vi – оценка стоимости предприятия (бизнеса) i-м методом;
 i =1, …, n – множество применимых в данном случае методов оценки;
Zi – весовой коэффициент метода номер i.
Очевидно, что при этом разумное выставление коэффициентов Zi является одним из главных свидетельств достаточной квалифицированности и непредвзятости оценщика бизнеса.
Таким образом, в рамках данной статьи были приведены краткие характеристики трех основных подходов к оценке стоимости предприятий, обозначены базовые моменты к процессу выбора подходов для проведения будущих оценок.

Поиск
Форма входа
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0