Факторы, влияющие на стоимость бизнеса

ФАКТОРЫ,  ВЛИЯЮЩИЕ   НА  СТОИМОСТЬ  ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)

Среди факторов, влияющих на стоимость предприятия (бизнеса), можно выделить следующие как основные.

Первый фактор, влияющий на стоимость предприятия.

1. Спрос и предложение. Стоимость  бизнеса   напрямую  зависит   от  количественного  соотношения  потенциальных  покупателей   и  компаний,  предложенных  к  продаже.   Соотношение   между  спросом   и   предложением  может   увеличить   или  уменьшить  цену  компании   на 15-20%. В 2003  году  наибольшим спросом   пользовались  предприятия  сферы  услуг,  общепита   и  продовольственного   бизнеса.  Например,  инвесторы  готовы были  платить   от $30 000  до $200 000  за   салон   красоты,  который дает  минимальный   доход   или   вообще работает  в   ноль. 

Второй фактор, влияющий на стоимость предприятия (бизнеса)

2. Тип бизнеса. Компании,  управление  которыми   не  требует  специализированной  подготовки,  продаются  дороже,  чем  те,  владение  которыми   предполагает  наличие   специализированных   навыков  и  которые,  следовательно,  имеют  ограниченный   рынок  покупателей. Например, многие  покупатели  расценивают автомойки  как   предприятия,  развитие  которых не предполагает каких-то оригинальных   маркетинговых  ходов, нередко   приходится  слышать  фразу: «Главное  – вовремя   закупать  моющие  средства,  а   клиент  сам  пойдет». Руководствуясь этой  логикой,  инвесторы иногда готовы  платить за  автомойку  более 30 ее месячных  прибылей.

Третий фактор, влияющий на стоимость предприятия (бизнеса)

3. Риск.  Для   многих  покупателей  прозрачность,  то  есть  отсутствие  риска   или   темных   сторон  сделки,  оправдывает  более  высокую  цену.  Как   это   ни  парадоксально,  инвестор  готов  платить   больше  за   компанию   с  белой   бухгалтерией,  хотя  ее  доходы,  несомненно,  будут   ниже,  чем   у   серого  собрата.  Другой   пример - сетевые   компании.  Они  характеризуются  повышенной  ликвидностью  – их  стоимость   на 15-20%  выше   аналогичных   по  критерию   дохода  предприятий.  Объясняется   это  диверсификацией   рисков,  с  которой   связано   приобретение  сетей, –  фирма  не  понесет   существенного  убытка  в   случае,  если  возникнут   проблемы   с  арендой   одной   из  точек   или   если рядом   откроется   конкурирующая   организация.

Четвертый фактор, влияющий на стоимость предприятия (бизнеса)

4. Наличие  активов.  Как   отмечено  ранее,  при   определении   стоимости   бизнеса   ключевое  значение  имеет   приносимый  им  доход.  В   случае  если   предприятие обладает  высокотехнологичным  дорогостоящим  оборудованием  с  длительными сроками   полезного   использования,  недвижимостью, к стоимости денежного потока  прибавляется  ликвидационная  стоимость  этих  объектов (в  некоторых  методах ). Однако  денежный  поток   все  же  остается   определяющим  фактором,  а   оборудование  рассматривается   как инструмент,  без  которого  невозможно  получить данный  денежный  поток. Такими  же  факторами являются  обученный  персонал  и  клиентская  база.  Может  быть учтена  и  деловая   репутация (goodwill) компании.

Пятый фактор, влияющий на стоимость предприятия (бизнеса)

 5. Личные цели.  Как  продавец может быть  эмоционально привязан  к  своему бизнесу,  так и  покупатель может ожидать от бизнеса  того,  чтобы  тот  отвечал определенным нефинансовым   параметрам.  Поэтому  инвестор  может изъявить желание  уплатить  больше за  бизнес,  который будет  приносить ему удовлетворение, соответствуя определенным  личным  ценностям и идеалам.

Шестой фактор, влияющий на стоимость предприятия (бизнеса)

6. Мотивация. Насколько сильно желание  продавца  продать бизнес?  Насколько сильно  желание  покупателя  приобрести бизнес? Наличие вынуждающих личных обстоятельств, начиная с отсутствия  работы  и  заканчивая  болезнью и  смертью, может серьезно повлиять на цену бизнеса. Покупателю  всегда надо обращать особое внимание на  причину  продажи – ведь не исключено,  что  магазин продается  из- за  того, что  рядом  строится  большой  супермаркет. 

Среди прочих факторов большое значение имеют известность компании на рынке, возможность увеличения  рыночной  доли, гарантия  сохранения  клиентской базы при  смене собственника,  наличие слаженной  команды и прочее.

Таким образом, в данной статье нами были рассмотрены основные факторы, влияющие на стоимость предприятия (бизнеса)


Поиск
Форма входа
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0