Физический износ машин и оборудования

ФИЗИЧЕСКИЙ ИЗНОС МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ. МЕТОДЫ РАСЧЕТА ФИЗИЧЕСКОГО ИЗНОСА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

При оценке машин и оборудования определение и учет износа  необходимы  в  связи  с  его  существенным  влиянием  на  стоимость  объектов  оценки.  Обычно  износ  машины,  в  первую  очередь физический, приводит к ухудшению технических показателей, что неминуемо отражается на ее стоимости. В общем случае стоимость и физический износ машины связаны простой зависимостью

С = Св – Си, физ = Св * (1 - Ки, физ), где:  

Св — полная восстановительная стоимость машины,
Си, физ — стоимость физического износа машины,  
Ки, физ — коэффициент ее физического износа.

Как видно из выше представленной формулы, Ки, физ представляет собой долю восстановительной  стоимости,  которую  машина  потеряла  вследствие физического износа, а произведение

Ки, физ * Св =  Си, физ

является стоимостью физического износа.

Потеря машиной своих первоначальных показателей при эксплуатации  —  неотвратимый  процесс,  протекающий  с  большей или  меньшей  интенсивностью  в  зависимости  от  конструкции машины  и  условий  ее  использования.  Предельным  состоянием здесь  является  момент  выхода  этих  показателей  за  допустимые границы, соответствующий потере машиной работоспособности.

Начиная  с  этого  момента,  машина  нуждается  в  восстановлении  своей  работоспособности,  что  достигается  ремонтом  ее  узлов  и  элементов,  модернизацией,  заменой  износившихся  деталей, регулировкой и т.п.

Ни одна машина, какой бы совершенной она не была, не может  обойтись  без  ремонта  и  технического  обслуживания,  которые  являются  неотъемлемой  частью  ее  нормальной  эксплуатации.

Для  восстановления  работоспособности  и  замедления  процессов износа машин применяются различные системы организации их ремонта. Однако основу любой такой системы на предприятии обычно составляют периодические плановые ремонты, которые  производятся  через  равные,  заранее  назначенные  промежутки  времени.  Такую  систему  называют  системой  плановопредупредительных ремонтов (ППР).

Затраты на восстановление машины отражаются в бухгалтерском  учете  отчетного  периода,  к  которому  они  относятся.  При этом затраты на модернизацию после ее проведения могут увеличивать  первоначальную  (восстановительную)  стоимость  машины, если в результате улучшаются первоначально принятые нормативные показатели функционирования машины (срок полезного использования, производительность, качество и т.п.).

Для оценки состояния оборудования и транспортных средств, их работоспособности и выявления элементов, которые влияют на  выходные  параметры,  широко  применяют  методы  технической  диагностики.  Диагностическими  параметрами,  по  которым обычно  судят  о  состоянии  объекта  и  которые  можно  контролировать в процессе его работы, являются:

1) Выходные параметры объекта, непосредственно характеризующие  его  работоспособность.  Для  станков  это,  прежде  всего, параметры,  связанные  с  точностью  обработки,  —  погрешности траекторий  перемещения  рабочих  органов;  для  автомобилей  — тормозной путь, выхлоп двигателя и люфт рулевого управления; для тракторов — отказы двигателя и ходовой части и т.д.

2) Повреждения элементов машин, которые возникают в процессе эксплуатации объекта и могут привести к отказу. В станках это износы подвижных соединений, особенно тех, которые плохо  защищены  от  загрязнения,  плохо  смазываются  и  работают  в условиях несовершенного трения; для автомобилей — это износы тормозных колодок, элементов поршневой группы двигателя, а также соединений в рулевом управлении и в опорах подвески.

3) Признаки ухудшения состояния машины, связанные с выходными параметрами. К ним относятся — увеличение шума при работе  машины,  повышенная  температура  узлов  трения,  наличие  в  смазке  продуктов  износа.  Например,  используют  спектральный анализ шума машины для выявления состояния зубчатых передач ее привода, спектр акустического сигнала элементов конструкции самолета в диапазоне частот 50–500 кГц можно использовать для обнаружения трещин и т.д.

Для использования методов диагностики требуются разнообразные  измерительные  средства  и  серьезная  предварительная подготовка.

При  оценке  стоимости  дорогостоящих  и  уникальных  машин информация, полученная с помощью методов технической диагностики,  является  чрезвычайно  ценной,  так  как  на  ее  основе эксперты  могут  построить  обоснованные  выводы  об  уровне  износа машины в целом.

Однако при проведении оценки машин, особенно массовой, применение  методов  прямой  оценки  физического  износа  —  затруднительно  по  указанным  выше  причинам.  Кроме  того,  их применение не дает оценщику прямого ответа на вопрос о влиянии состояния машины на ее стоимость.

Существующие методы определения физического износа, используемые  при  оценке,  опираются на: а) нормативы планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания, разработанные  для  разных видов  машин,  оборудования  и  транспортных  средств;  б) нормативные сроки службы при  оговоренных условиях эксплуатации.

На  промышленных  предприятиях  России  действует  система планово-предупредительного  ремонта  оборудования,  в  соответствии с которой через определенное отработанное время проводят профилактические осмотры и различные виды плановых ремонтов каждой машины. Периодические осмотры технологического оборудования проводятся приблизительно через 5–6 месяцев (для самолета такие осмотры проводятся перед каждым полетом).  При  этом  осуществляется  проверка  работы  всех  механизмов, производится их регулировка, выявляются состояние и степень  износа  узлов  машины.  Машины  повышенной  точности проверяют  на  точность.  При  осмотре  выявляют  все  дефекты  и неисправности оборудования, но устраняют только такие, наличие которых не позволяет нормально эксплуатировать оборудование до ближайшего планового ремонта. Осмотры производят, как  правило,  в  нерабочее  время.  Информация  о  состоянии  машины  фиксируется  в  ремонтном  подразделении  предприятия. Наличие  такой  информации  позволяет  оценщику  проводить оценку физического износа машины.

Известны следующие методы определения степени физического износа машин и оборудования при их оценке:

1) метод экспертизы физического состояния;

2) метод эффективного возраста (срока службы);

3) метод средневзвешенного хронологического возраста;

4) метод экспертно-аналитический;

5) метод ухудшения главного параметра.








ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ОЦЕНЩИКОВ:



Поиск
Форма входа
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0