Обзор рынка оборудования хлебобулочной промышленности

Обзор посвящен российскому рынку оборудования для хлебобулочной промышленности и базируется на результатах исследования, проведенного компанией Abercade Consulting. В статье представлены данные за период с 1993-го по 2003 год.
Технологическое оборудование для производства хлебобулочных изделий
Можно выделить несколько видов технологического оборудования, предназначенного для производства хлебобулочных изделий:
  • оборудование, используемое для хранения и подготовки к производству основного и дополнительного сырья – оборудование складов бестарного хранения и подготовки муки к производству, оборудование для хранения и подготовки сахара, соли, растительного масла, молока, молочной сыворотки, дрожжей и дрожжевой эмульсии, а также машины для активации дрожжей, приготовления эмульсий, водно-мучных питательных смесей и другого;

  • оборудование для дозирования и темперирования компонентов – дозаторы воды, жидких, структурированных и сыпучих компонентов;

  • оборудование для приготовления теста и полуфабрикатов из теста – тестомесильные машины и установки для приготовления опары и теста;

  • оборудование для брожения опары и теста – тестоприготовительные агрегаты, применяемые на хлебозаводах;

  • оборудование для деления теста на куски – тестоделительные машины и делительно-округлительные автоматы;

  • оборудование для формования заготовок и полуфабрикатов из теста – округлительные  закаточные машины, а также оборудование для формования заготовок специальных изделий;

  • оборудование для расстойки, укладки и пересадки заготовок из теста – расстойные шкафы и механизмы для укладки, пересадки и надрезки тестовых заготовок;

  • агрегаты для выпечки заготовок из теста – хлебопекарные и специализированные печи для выпечки баранок, пряников и соломки;

  • оборудование для упаковки, хранения и транспортирования готовых изделий – оборудование остывочных отделений, экспедиций и складов готовой продукции.

Каждая классификационная группа в свою очередь состоит из подгрупп, различаемых по принципу действия, конструктивным и функциональным особенностям.
Рынок оборудования для производства хлебобулочных изделий
По количеству предприятий, объему производства и значимости выпускаемой продукции хлебопекарная отрасль является одной из ключевых в пищевой промышленности нашей страны. В настоящее время в России насчитывается около 1500 хлебозаводов и свыше 5000 мелких предприятий, ежегодно производящих более 16 млн тонн продукции. Однако, по оценкам специалистов, на сегодняшний день только 20–30% российских хлебопекарных предприятий имеют технологическое оснащение, соответствующее современному мировому уровню. При этом, следует отметить, что большое количество хлебобулочных производств работает в непрерывном трехсменном режиме, что с одной стороны определяет более высокую стабильность технологических параметров, а с другой – предъявляет повышенные требования к надежности оборудования.
Кроме того, как правило, высокотехнологичное оборудование иностранного производства ориентированно на стабильно высокие хлебопекарные свойства муки, в то время как на российских предприятиях ежегодно перерабатывается до 50% сырья с пониженными хлебопекарными свойствами. Однородность сырья, в зависимости от помольной партии, также может иметь существенные расхождения по свойствам.
Основная проблема всей хлебопроизводящей цепочки – от зерна до готового хлеба – заключается в следующем. Хлеб в России является главным социальным продуктом: на продукты переработки зерна приходится до 40% общей калорийности пищевого рациона населения. Соответственно, существует установка о сохранении низкой цены на этот продукт. В результате такой политики многие предприятия хлебопекарной отрасли становятся убыточными, не обеспечивается даже простое воспроизводство фондов.
  Исторически структура машиностроительного рынка СССР и соответственно РФ была гипертрофирована в сторону оборонной промышленности. На потребительский рынок и сферу услуг приходилось всего лишь 5% от общего объема производимого в стране оборудования. Таких объемов производства было явно недостаточно для удовлетворения спроса. Для современной России ситуация усугубилась еще и тем, что после распада СССР значительная часть производителей пищевого и сельскохозяйственного оборудования осталась в других союзных республиках, в первую очередь на Украине и в Белоруссии.
В результате, в значительной части сегментов российского машиностроительного рынка и, в частности, на рынке оборудования для производства хлебобулочных изделий, спрос перераспределился в сторону импорта. Так, в период с 1993-го по 2003 год на импортное оборудование приходилось 62% общего объема потребления.
Основным фактором, определяющим предпочтения покупателей, выступает соотношение цены и качества. Рыночная конъюнктура ориентирована в пользу качественного оборудования среднего ценового уровня.
Ограниченная номенклатура оборудования, выпускаемого российскими производителями, является главным фактором, тормозящим процесс импортозамещения.
Если рассматривать российский рынок промышленного оборудования как совокупность социальных и экономических взаимосвязей между потребителями, производителями и посредниками, то можно с полной уверенностью сказать, что в действительности процесс взаимодействия участников рынка пока еще и не начинался. При большом числе компаний-посредников и компаний – производителей оборудования, предназначенного для выпуска хлебобулочных и кондитерских изделий, рынок не обладает достаточным количеством предложений, способных удовлетворить все запросы потребителей. Такая ситуация способствует довольно легкому входу на рынок и выходу из него. При этом, практически каждый новый участник рынка может найти здесь собственную потребительскую нишу и организовать эффективную работу.
Доля сегмента оборудования для производства хлебобулочных изделий составляет около 4% российского рынка пищевого и сельскохозяйственного оборудования.
Показатель спроса на оборудование для производства хлебобулочных изделий характеризуется трендом, изображенным на рисунке 2. Динамика потребления этого вида оборудования носит нестабильный, волнообразный характер. Такое нестабильное состояние тренда при небольшой доле рынка свидетельствует о серьезном материально-техническом истощении отрасли. С большой долей уверенности можно говорить о том, что инвестиции в приобретение оборудования на данном рынке носят скорее вынужденный, чем стратегический характер.
Исследовательской компанией Abercade Consulting, на основе расчетов сделанных с использованием данных ГТК и Госкомстата РФ, был проведен анализ спроса-предложения рынка оборудования для производства хлебобулочных изделий. Согласно результатам исследования, за период с 1999-го по 2003 год спрос на этот вид оборудования увеличился на 17%. В то же время, объем внутреннего производства и объем импорта вырос соответственно на 5 и 3%.
Анализ импорта оборудования для производства хлебобулочных изделий свидетельствует о бесспорном лидерстве такой крупнейшей страны-импортера, как Германия. Этот участник рынка обеспечивает 21% суммарных объемов импорта, причем, его доминирующее положение очень стабильно . Вторым по значимости импортером является Италия, доля которой почти в два раза меньше, чем у Германии. Также значительную роль на рынке играют такие импортеры, как Нидерланды и Украина.

В тройку компаний-импортеров, занимающих лидирующее положение на российском рынке оборудования для хлебобулочной промышленности, входят Gostol-Gopan D.O.O. (Словения), Werner & Pfleiderer-Haton B.V. (Нидерланды), Mondial Forni S.p.A. (Италия) В сумме эти предприятия обеспечивают почти 29% импорта оборудования в Россию. При этом, отрыв компании Gostol-Gopan D.O.O. от ее ближайшего конкурента Werner & Pfleiderer-Haton B.V. составляет 5,7%.




 
Поиск
Форма входа
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0