Специализированный сайт для студентов-оценщиков
Нормативно-правовая база оценки[Теория
«Оценка»]→[Теория «Оценочная деятельность»] →[Нормативно-правовая база оценочной деятельности] НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Нормативно-правовое
регулирование оценочной деятельности в Российской Федерации имеет следующую иерархическую
структуру:
Конституция и Кодексы
определяют общие основы функционирования основных институтов государства, относясь
к оценочной деятельности в самых общих чертах. Например, Гражданский Кодекс устанавливает
виды прав на имущество, вводит разделение на движимое и недвижимое имущество; Налоговый
Кодекс используется при прогнозе денежных потоков, связанных с использованием оцениваемого
имущества. Достаточно долгий
период, до 1998 года, оценочная деятельность в России осуществлялась без полноценного
нормативно-правового регулирования. Первая редакция Федерального закона «Об оценочной
деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ была принята только 29.07.1998 г.
До этого момента оценка выполнялась в зависимости от внутренних представлений конкретного
«оценщика» и заказчика его работ (более того, отсутствовала даже сама профессия
«оценщик»). Например, многие отчеты об оценке до 1998 года представляли собой брошюры
объемом в 10-15 страниц, из которых непосредственно к расчету стоимости относились
от силы 2-3 страницы (прочие включали: титульный лист, оглавление, сопроводительное
письмо-обращение, описание регалий и опыта работы оценщика, список использованных
источников, копии разного рода благодарственных писем). Закон об оценке установил
базовые требования к отчету об оценке, договору на оказание услуг по оценке, оценщику,
уровню его ответственности. Документ является динамично развивающимся, практически
каждый год в него вносятся поправки и дополнения: например, добавлены разделы, касающиеся
саморегулирования оценочной отрасли, экспертизы отчетов об оценке и пр. Логическим развитием
положений, заложенных в Закон об оценке, являются стандарты оценки. В 2002 году
постановлением Правительства от 06.07.2002 г. №519 были утверждены первые из них,
продолжившие детализацию регулирования оценочной деятельности. С 2007 года на смену
указанным стандартам пришла совокупность полноценных Федеральных стандартов оценки,
систематически охватывающих различные аспекты оценочной деятельности. По состоянию
на август 2013 года утверждено шесть ФСО:
Еще несколько ФСО
находятся в разработке (по оценке бизнеса, по оценке объектов недвижимости, по оценке
машин и оборудования). В статье 5 Закона
об оценке описаны объекты, которые могут выступать в качестве объектов оценки:
На практике, объекты
оценки группируются в зависимости используемой методологии расчета стоимости:
В соответствии с
положениями Гражданского Кодекса и Закона об оценке могут быть оценены следующие
права: право собственности, пользования, распоряжения, владения и право требования. Отметим, что формулировка
«право аренды» применительно к идентификации объекта оценки является некорректной
– корректно данное право идентифицировать как «право пользования на условиях аренды». Типичными примерами
оценки права требования являются оценка дебиторской задолженности (право требовать
у дебитора возврата соответствующей суммы денежных средств), а также оценка «квартир»
на ранних этапах долевого строительства (с юридической позиции, оценке подлежит
право требования на перевод в собственность после завершения строительства). Федеральные стандарты
оценки устанавливают фундаментальные принципы, на основании которых осуществляется
оценочная деятельность. Принцип
достоверности – информация считается достоверной, если данная информация соответствует
действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы
о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении
итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах
обоснованные решения (п. 19 ФСО №1). Принцип
достаточности гласит, что: информация считается
достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному
изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а
также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки
(п. 19 ФСО №1); отчет об оценке не
должен содержать информацию, не использующуюся при проведении оценки при определении
промежуточных и итоговых результатов, если она не является обязательной согласно
требованиям федеральных стандартов оценки и стандартов и правил оценочной деятельности,
установленных саморегулируемой организацией, членом которой является оценщик, подготовивший
отчет (п. 4 ФСО №3). Причиной самостоятельного
выделения данного принципа явился анализ оценочной практики до 2007 года: зачастую
в качестве критерия качества отчета об оценке принимался его объем. Например, в
отчете об оценке рыночной стоимости типовой квартиры в городе Тверь более 50% материалов
относились к анализу истории региона и включали информацию о первых упоминаниях
города в летописях, характеристики охотничьих Угодий Тверской губернии до 1917 года
и прочую аналогичную информацию, не используемую в расчетах стоимости. Принцип
обоснованности – информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или
полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения
стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (п. 4 ФСО №3). Принцип
существенности – в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки
зрения стоимости объекта оценки (п. 4 ФСО №3). Данный принцип является одним из
наиболее фундаментальных не только при проведении оценки, но и при экспертизе отчетов
об оценке. Принцип
однозначности – содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей
отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (п. 4 ФСО №3). Принцип
проверяемости – состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов
и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости
и привести его к аналогичным результатам (п. 4 ФСО №3). До появления ФСО
в некоторых отчетах об оценке вообще не приводились какие-либо расчеты, а в качестве
обоснования стоимости содержалась следующая мысль (цитата): «путем сложнейших расчетов,
включающих проведение вычислений в рамках всех трех методологических подходов к
оценке с использованием методов корреляционно-регрессионного анализа и метода Монте-Карло,
Оценщик пришел к выводу о том, что рыночная стоимость объекта оценки составляет…
». Очевидно, что проверить правильность расчетов при их отсутствии невозможно. Несколько в стороне
от описанных уровней нормативно-правового регулирования оценочной деятельности в
России стоят Международные стандарты оценки (МСО). Не смотря на то, что в преамбуле
федеральных стандартов оценки указано, что они разработаны с учетом МСО, по факту,
между российскими и международными стандартами оценки существует существенное расхождение.
Например, в российском законодательстве не закреплено определение такого фундаментального
понятия как справедливая стоимость (сумма, за которую можно было бы обменять актив
или погасить обязательство в коммерческой сделке между хорошо осведомленными заинтересованными
сторонами), не предусмотрена устная форма отчета. Международные стандарты
оценки при осуществлении оценочной деятельности в Российской Федерации могут использоваться
в части, не противоречащей федеральным стандартам оценки. В соответствии с
Законом об оценке субъектом оценочной деятельности является оценщик – физическое
лицо, которое может заключать трудовые договоры с оценочной компанией или осуществлять
частную практику в виде индивидуального предпринимателя. Для осуществления оценочной
деятельности оценщик обязан: иметь образование
в области оценочной деятельности – большинство из оценщиков прошли повышение квалификации
на базе уже полученного высшего образования, высшее оценочное образование начало
преподаваться в российских ВУЗах только с 2010 года; являться членом саморегулируемой
организации оценщиков; застраховать свою
профессиональную ответственность. Оценщик несет личную имущественную
ответственность за потенциальный ущерб, который может быть нанесен его профессиональной
деятельностью. Таким образом, теоретически, для компенсации ущерба, нанесенного
деятельностью оценщика, может быть распродано принадлежащее ему имущество. До конца 2007 года
регулирование оценочной деятельности в России осуществлялось государством через
механизм лицензирования. Структурой, непосредственно выдававшей лицензии, а также
осуществлявшей проверки соблюдения лицензионных требований, являлось Федеральное
агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество). С 2008 года оценочная
деятельность переведена на механизм саморегулирования – ряд функций по регулированию
отрасли передан профессиональным объединениям оценщиков, имеющим статус саморегулируемых
организаций. Результатом деятельности
оценщика может быть отчет об оценке, к форме и содержанию которого законодательством
предъявляются строго определенные требования. При составлении данного документа
оценщик несет указанную выше ответственность, в том числе, личным имуществом. Любой другой документ,
составленный оценщиком (например, «Заключение о стоимости», «Акт оценки»), является
результатом оказания информационно-консультационных услуг и не попадают под действие
Закона об оценке – оценщик не несет указанную выше ответственность, а возмещение
потенциального ущерба регулируется общим законодательством Российской Федерации,
например, Гражданским кодексом.
|
|