ЧТО НУЖНО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ ПОДЪЕМНО - ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Нередко оценка машин и оборудования воспринимается как строго выверенный ритуал: стоимость нового аналога корректируется на накопленный износ. Однако не для всего оборудования такой подход приемлем. Таким исключением, в частности, является оценка подъемно-транспортного оборудования (ПТО). Не претендуя на создание стройной теории оценки подъемно-транспортного оборудования, ниже мы привели некоторые соображения, которые, с нашей точки зрения, могут быть полезны при проведении оценочных работ.
Рынок нового ПТО и рынок б/у ПТО – это РАЗНЫЕ рынки
Первичный и вторичный рынки ПТО различаются как составом участников, так и особенностями ценообразования. Состав участников:
1. С точки зрения предложения можно выделить:
предприятия, специализирующиеся на производстве и восстановлении ПТО. Многие предприятия совмещают как производство, так и восстановление. Например, для немецких и венгерских производителей работа с б/у оборудованием стала обычной практикой;
бывших владельцев оборудования, которое стало им ненужным. Если кран в рабочем состоянии – его можно продать на вторичном рынке, если в нерабочем – продать на восстановление специализированным компаниям. Спрос на приобретение б/у кранов достаточно активен;
компании, реализовывающие активы прекративших работу предприятий (иногда - случайные участники рынка).
2. С точки зрения спроса можно выделить:
покупателей, имеющие финансовую возможность и заинтересованность в приобретении новых кранов;
покупателей с ограниченными финансовыми возможностями или не имеющие ограничения по этому фактору, но заинтересованные в приобретении более дешевого б/у оборудования. Возможность использования б/у подъемно-транспортного оборудования будет рассмотрена ниже.
Все выделенные категории продавцов отличаются собственными индивидуальными подходами при формировании цены. В условиях значительного числа сделок, индивидуальность этих подходов нивелируется рынком: какая разница из чего ты исходишь, устанавливая свою цену, я куплю там где качественнее и дешевле. Рынок ПТО не является массовым. Продаж не много, а сроки экспозиции – значительны. Поэтому анализ каждой конкретной сделки – это в определенной степени исследование поведения ее участников, а в особенности – их мотивации.
Цена предложения и цена сделки – это РАЗНЫЕ цены
При оценке ПТО нельзя отождествлять цены предложения и цены сделок. Результат оценки в значительной степени зависит от корректности выбора дисконта, который должен быть применен к начальной цене предложения.
1.Дисконт для нового ПТО
Некоторые краны (в особенности – портальные) являются дорогостоящим оборудованием, выпускаемым в ограниченном количестве. Как правило, заводская цена на такое оборудование включает в себя значительную норму прибыли. При этом окончательная стоимость формируется в процессе переговоров. Первоначальная стоимость некоторых кранов заявляется изготовителем в миллионах EURO. В процессе переговоров эта стоимость может быть снижена на 30 – 40%. Данный факт указывает на «договорной» характер стоимости. Попытка моделирования «типичной» сделки между поставщиком и «типичным» покупателем в условиях индивидуального формирования цены может привести к значительным погрешностям расчетов.
Важным при оценке стоимости нового дорогостоящего оборудования является корректный учет возможных «неформальных» заинтересованностей менеджеров компаний, заключающих сделку. Фактор «неформального интереса» и выбора способа финансирования может иметь значительное влияние на цену сделок.
2. Дисконт для восстановленного ПТО (сказанное ниже в наибольшей степени характерно для дорогостоящего оборудования, например – для портальных кранов)
Первоначальная цена, как правило, имеет укрупненный характер и в большинстве случаев представляет собой лишь повод для начала переговоров. Причины:
сделки с такими объектами не являются массовыми, период экспозиции достаточно длителен. Покупатель, как правило, обращается к нескольким поставщикам, с целью выбора лучшего варианта поставки. Конкуренция между поставщиками вынуждает последних корректировать цены;
часто продавцами на вторичном рынке оборудования являются организации, ранее эксплуатировавшие реализуемые объекты и окупившие их в процессе деятельности. Поэтому необходимости в повышении стоимости до уровня окупаемости объектов - нет. Это обстоятельство предоставляет возможность продавцам изменять цену и в ряде случаев - идти на значительные уступки покупателю. Особенно часто такая ситуация наблюдается в сегменте дорогостоящего оборудования со значительными сроками экспозиции.
В ряде случаев, нормативный срок жизни ПТО – это не предел использования оборудования
Проведение регламентных ремонтов и правильная эксплуатация кранов позволяет значительно продлить их срок использования свыше нормативно установленного. Можно отметить следующее:
нормативные сроки использования только ориентировочно отражают реальный срок службы кранов. Они составляются исходя из некоторых усредненных характеристик нагружения кранов и гарантированных механических свойств металла. Календарный срок использования неинтенсивно используемых кранов (при прочих равных условиях), как правило, выше нормативно установленного. По истечении нормативного срока службы такие краны должны пройти техническую экспертизу, осуществляемую согласно РД 24-112-5Р. В результате должен быть рассчитан «календарный оценочный ресурс». Этот параметр не означает, что по истечении полученного срока кран больше не может эксплуатироваться. Календарный оценочный ресурс представляет собой срок, в течение которого вероятность перехода крана в одно из предельных состояний составляет 0,95. По прошествии указанного срока проводится очередная экспертиза. Перед каждой экспертизой осуществляется проведение регламентного ремонта, который, фактически, увеличивает остаточный ресурс крана;
срок в течение которого может эксплуатироваться кран (при щадящих условиях эксплуатации, недостаточно интенсивных нагрузках и проведении регламентных ремонтов) может намного превосходить номинальный. В частности, документ 9.7555 «Европейской ассоциации подъемно-транспортного и складского оборудования» предусматривает «продление» срока службы подъемного средства (гарантированного безопасного времени работы механизма) в несколько раз, но при условии выполнения некого регламента работ. Никакого верхнего предела эксплуатации крана этот документ не предусматривает. Аналогично, российский руководящий документ РД 24-112-5Р также не устанавливает лимитов срока эксплуатации;
Выводы
В процессе оценки должны использоваться цены вторичного рынка подъемно-транспортного оборудования. Применение классической методологии оценки, предполагающей корректировку стоимости нового оборудования на суммарный износ в данном случае не является правильным. При подвижности первоначальной цены в 40% от первоначального уровня (каждая сделка индивидуальна и корректно рассчитать «нормальный» дисконт для типичного покупателя - нельзя), даже корректный расчет физического износа крана не позволит определить рыночную стоимость б/у крана. Использование такого подхода фактически предполагает собой смешение двух рынков, имеющих различную природу, что неизбежно приведет к искажению конечного результата оценки;
Многие краны могут продолжать использование после проведения восстановительных работ даже по истечении нормативного срока службы;
Рынок выделяет две категории кранов: новые и бывшие в эксплуатации. Однозначной зависимости стоимости бывшего в эксплуатации крана от его календарного возраста – нет. Можно выделить следующие особенности износа подъемно-транспортного оборудования:
физический износ в наибольшей степени зависит от интенсивности использования крана. Кран может иметь значительный календарный возраст и быть менее изношенным, чем более новый, но эксплуатировавшийся интенсивнее;
физический износ крана уменьшается в процессе проведения регламентных ремонтов. При этом большое значение имеет качество проведения ремонтных работ. Выполнение ремонтов по упрощенным технологиям (дешевле, но создает видимость «исправности») в меньшей степени устраняет реальный физический износ. Качественное проведение работ - в большей. Это обстоятельство также не позволяет соотносить стоимость кранового оборудования с его календарным возрастом.
Поэтому бывшие в эксплуатации краны различного возраста могут быть оценены рынком одинаково. Большинство компаний, занимающиеся реализацией б/у подъемно-транспортного оборудования, осуществляют его поставку «под ключ», т.е. принимают на себя все затраты, связанные с перевозкой крана до заказчика, его монтажом на месте установки, доукомплектацией до рабочего состояния. Т.е. сдают заказчику работающий кран, который может пройти процедуру технического освидетельствования органов Госгортехнадзора. Иными словами, заказчик изначально не имеет представления об уровне износа приобретаемого оборудования. Устранением этого износа занимается поставщик. Реально же заказчик получает работающий кран по стоимости намного ниже нового. Возникающая разница между стоимостью нового крана и восстановленным б/у является бонусом покупателя за риск приобретения некачественного оборудования.