Понятие и развитие оценочных услуг

[Теория «Оценка»]→[Теория «Оценочная деятельность»] →[Волкова М.А. Понятие и развитие оценочных услуг // Юридический мир. 2011. N 11. С. 27 - 28.]

 

Волкова М.А. Понятие и развитие оценочных услуг // Юридический мир. 2011. N 11. С. 27 - 28.

С развитием современных технологий неизбежно усложняется система общественных взаимоотношений, нуждающихся в правовом регулировании, - появляются новые, ранее неизвестные направления деятельности либо же детализируются уже имеющиеся правовые нормы. Именно такую ситуацию мы можем наблюдать в последние десятилетия на рынке услуг.


В современном обществе с каждым годом возрастает количество услуг, оказываемых населению и хозяйствующим субъектам, что, в свою очередь, порождает активную научную полемику о сущности услуги как объекта правоотношений, природе заключаемых договоров, их содержании и элементах. На наш взгляд, такого активного интереса к услугам не проявлялось на протяжении всего периода существования цивилистики.
 

Проблематика услуг в советском гражданском праве практически не затрагивалась. Такая ситуация в значительной степени была определена неразвитостью экономических отношений, а также тем фактором, что в советском законодательстве отсутствовало легальное определение услуги, ее места в системе гражданско-правовых институтов. Исключение составляли работы таких авторов, как Ю.Х. Калмыков, Е.Д. Шешенин, М.И. Брагинский, А.Ю. Кабалкин, отдельные труды которых были посвящены исследованию данного вопроса. Так, Е.Д. Шешенин впервые в советской цивилистике детально определил юридические критерии услуги, с успехом используемые и в современных исследованиях. Им был выделен ряд таких признаков, как: а) услуга - это деятельность лица; б) оказание услуги не создает вещественного результата; в) полезный эффект услуги потребляется в процессе предоставления услуги.


Усиление интереса к проблематике услуг в цивилистике можно констатировать с 70 - 80-х годов XX в. Это обусловлено рядом факторов. Появляются новые виды бытовых услуг, не подпадающие под действие Основ гражданского законодательства Союза ССР 1991 г. и гражданских кодексов союзных республик (например, услуги по абонементному обслуживанию изделий сложной бытовой техники). Кроме этого, нормы гражданского законодательства начинают регулировать отношения, ранее традиционно регламентировавшиеся только административно-правовыми актами (проживание престарелых граждан в пансионатах). Этот период отмечается и активизацией нормотворческой работы в сфере услуг. Правда, следует отметить одну характерную тенденцию - развитие правового регулирования идет в направлении услуг бытового характера, оказываемых населению.


Действующий Гражданский кодекс РФ, к сожалению, не внес большой ясности в определение правовой природы услуги. Статья 128 ГК РФ упоминает ее в качестве объекта гражданских правоотношений, но содержание этого термина не раскрывается. Нельзя считать достаточными, на наш взгляд, и положения гл. 39, устанавливающей общие положения договора возмездного оказания услуг. Существующие пробелы восполняются либо гражданско-правовой доктриной (как в случае с дефиницией услуг), либо специальными нормативными актами. Так, за последние годы было принято большое число законов, регулирующих деятельность по оказанию туристских, гостиничных, аудиторских, ветеринарных, образовательных, медицинских и ряда других услуг. Однако содержание этих нормативных актов нельзя признать удовлетворительным в части регламентации соответствующих гражданско-правовых договоров. Как правило, они определяют соответствующий вид деятельности и ее субъектов, устанавливают общие требования по ее осуществлению; при этом критерии и гарантии качества услуги, ответственность исполнителя и иные нюансы именно гражданско-правового договора на оказание определенной услуги в нормативном порядке не устанавливаются. Таким образом, складывается ситуация, при которой законодателем ставится знак равенства между терминами "деятельность" и "услуга", что нельзя признать правильным с точки зрения гражданско-правовой доктрины. Действительно, в ГК РФ под услугой понимается совершение лицом определенных действий или осуществление определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Но, как правильно отмечал Е.Д. Шешенин, в договорных обязательствах по оказанию услуг предметом договора являются действия в виде услуги, как деятельность той или иной организации, полезный эффект которой... неотделим от того акта, в котором он производится. При заключении договора на возмездное оказание услуг нас интересуют не столько установленные правила осуществления той или иной деятельности, а конкретные действия лица, влекущие определенные последствия (полезный эффект) для заказчика. Эти понятия, как нам представляется, соотносятся как общее и частное: любая услуга представляет собой набор определенных действий (т.е. определенную деятельность), однако понятие деятельности шире. Оно включает в себя не только отношения оказания услуг (это, собственно, лишь цель осуществления определенной деятельности - оказать соответствующую услугу), но и иные отношения (по лицензированию, корпоративным требованиям для организаций-исполнителей, созданию саморегулируемых организаций и пр.). Аналогичной позиции придерживается и В.С. Коляго, указывающий, что связывать услуги "с самим процессом труда как таковым - это коренная методологическая ошибка... услуга - экономическая категория, поэтому ее критериальная характеристика находится в сфере экономических отношений по поводу деятельности, а не в самом процессе труда как таковом". Собственно говоря, именно это имели в виду и римские юристы, говоря о личном найме, т.е. совершении лицом определенных, конкретных действий, обусловленных договором, а не абстрактную деятельность этого лица, пусть и такого же рода, но не охваченную рамками договора.


Таким образом, неполнота конструкции, закрепленной ст. 779 ГК РФ, породила ситуацию, при которой действующие нормативные акты устанавливают общие правила ведения той или иной деятельности по оказанию услуг, но зачастую не содержат критериев гражданско-правового характера.


В частности, такое положение характерно для оценочных услуг. Действующий Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ (в ред. от 11.07.2011) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" содержит понятие оценочной деятельности, понимая по ней профессиональную деятельность субъектов оценочной деятельности, направленную на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. Таким образом, как верно отмечает А.А. Ялбулганов (12), определение оценочной деятельности дается через следующие понятия: а) субъекты оценочной деятельности, к которым относятся, с одной стороны, оценщики, а с другой стороны потребители их услуг (заказчики); б) объекты оценки, которыми могут быть отдельные материальные объекты (вещи), совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия), право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества, права требования, обязательства (долги), работы, услуги, информация, а также иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством установлена их возможность участия в гражданском обороте.


В то же время ст. 10 Закона, устанавливающая обязательные требования к договору, оперирует понятием не "оценочная деятельность", а "проведение оценки", что в совокупности с анализом содержания Закона позволяет сделать вывод о том, что законодатель не рассматривает эти понятия как равнозначные. В качестве существенных условий договора указываются следующие:

  • описание объекта оценки, позволяющее провести их идентификацию;

  • вид стоимости имущества (способ оценки);

  • размер денежного вознаграждения за проведение оценки;

  • сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика;

  • наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации;

  • указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки;

  • указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности по отношению к ответственности, установленной гражданским законодательством и ст. 24.6 Закона, оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор;

  • сведения об оценщике или оценщиках, которые будут проводить оценку, в том числе фамилия, имя, отчество оценщика или оценщиков.

В Законе практически детально описана технология оценочной деятельности, определены методы оценки, введен институт независимых профессиональных оценщиков. При этом указанный Закон полностью умалчивает о правах и обязанностях заказчика услуги, ответственности сторон и ряде других положений, указанных в Гражданском кодексе и характерных для договора, предметом которого является возмездное оказание услуг.
 

Нисколько не оспаривая значимость нормативных актов, принятых в области оказания различных услуг, следует отметить, что желание законодателя комплексно урегулировать определенную сферу правоотношений порождает целый ряд вопросов. Их содержание зачастую таково, что способствует "размыванию" понятия услуги как объекта именно гражданско-правовых отношений. Отсутствие критериев определения содержания самой услуги, ее качества (вполне объяснимое в Гражданском кодексе РФ как нормативном акте общего характера), возможных допустимых отклонений, не являющихся нарушением договора, становится не совсем понятным в актах специального характера. Такая ситуация находит отражение и в гражданско-правовой доктрине: как справедливо отмечается Л.В. Санниковой, "на сегодняшний день цивилистам не удалось выработать такое понятие услуги, которое бы позволило однозначно отграничить услуги от иных правовых явлений". Представляется, что такое мнение в немалой степени основано на отходе законодателя от традиционных взглядов на правовую природу услуг, подмене этого понятия деятельностью комплексного характера.

 

Литература

1. 1.2. Д.h.t. (Гай), 1.15 (Ульпиан) // Памятники римского права: XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М.: Зерцало, 1997.
2. Locatio conductio operarum (наем услуг); locatio conductio rerum (наем вещей); locatio conductio operis (наем работы).
3. Гуляев А.М. Наем услуг. Юрьев: Типография К. Матисена, 1893. С. 2.
4. Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав: Дис. ... канд. юрид. наук М., 2004. С. 16.
5. Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Римское частное право: Учебник. М., 1998. С. 430 - 431.
6. Черниловский З.М. Римское частное право: Элементарный курс. М., 1997. С. 193.
7. Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 124.
8. Шешенин Е.Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг // Гражданское право и сфера обслуживания: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. О.А. Красавчиков. Свердловск, 1984.
9. Кабалкин А.Ю. Гражданский закон об услугах населению. М.: Юридическая литература, 1980.
10. Брагинский М.И. Правовое регулирование обязательств по оказанию услуг в отношениях советских организаций с организациями стран - участниц СЭВ // Гражданское право и сфера обслуживания: Межвуз. сб. науч. трудов. Свердловск, 1984.
11. Шешенин Е.Д. Предмет обязательства по оказанию услуг // Сб. ученых трудов Свердловского юридического института. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1964. Вып. 3. С. 158, 175, 182.
12. Коляго В.С. Услуга как экономическая категория. М., 1983. С. 20.
13. Ялбулганов А.А. Правовые основы оценочной деятельности в России // Бухгалтерия и банки. 1999. N 6. С. 6.
14. Санникова Л.В. Понятие услуги как объекта гражданских прав // Научные труды российской академии юридических наук. Вып. 6: В 3 т. Т. 2. М., 2006. С. 757.

Поиск
Форма входа
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0