[Теория «Оценка»]→[Теория «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)»]→[Предприятие как объект оценки]
ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ
Проблема оценки стоимости действующего бизнеса для его владельцев, потенциальных инвесторов, страховых организаций и других субъектов предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики возникает достаточно часто.
Оценка справедливой рыночной стоимости бизнеса имеет большое значение для потенциального покупателя или продавца компании при определении обоснованной цены сделки, для кредитора - при принятии решения предоставлении кредита компании, для страховой компании - при определении размеров страховой суммы и страхового возмещения, для инвесторов - при определении текущей и будущей стоимости бизнеса. Если одна компания стремится приобрести другую, то ей может потребоваться оценка стоимости бизнеса, принадлежащего последней.
Цели оценки предприятия
Оценка бизнеса также может проводиться в целях оптимизации налогообложения, вывода предприятия из состояния банкротства, формирования и проведении антикризисной политики по предотвращению банкротства.
При этом, оценщик в процессе изучения оцениваемого бизнеса, может высказать свои рекомендации о том, как сбалансировать структуру активов предприятия, навести порядок в начислениях амортизации и оптимизировать структуру затрат предприятия. В итоге, проведение оценки стоимости бизнеса предприятия может способствовать оптимизации системы управления предприятием и внедрению современных методов финансового менеджмента.
Оценку бизнеса предприятия проводят и в других случаях:
- при реструктуризации предприятия;
- при ликвидации предприятия, слияние, поглощение либо выделении самостоятельных предприятий из состава холдинга;
- при определении стоимости акций в случае купли-продажи акций предприятия на фондовом рынке или выкупа их у акционеров;
- при определении кредитоспособности предприятия и стоимости его бизнеса при кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов в бухгалтерском учете может резко отличаться от их рыночной стоимости;
- при необходимости обосновать то или иное управленческое решение.
Оценка предприятия (бизнеса) представляет собой упорядоченный целенаправленный процесс определения стоимости бизнеса на определенную дату в условиях конкретного рынка. Целью этого процесса является расчет в денежном выражении стоимости, которая может быть наиболее вероятной ценой продажи оцениваемого бизнеса на открытом рынке в условия конкуренции.
В соответствии с российскими и международными стандартами, при оценке рыночной стоимости различных объектов, и, в частности, действующего бизнеса, рекомендуется использовать три основных подхода (совокупности методов оценки). Эти подходы называются соответственно затратный, доходный и рыночный.
Классические подходы оценки предприятия
Суть затратного подхода состоит в оценке стоимости бизнеса с точки зрения издержек на его создание при условии, что предприятие является действующим. Затратный подход наиболее подходит для оценки бизнеса для целей имущественного или подоходного налогообложения, страхования, проведения технико-экономического анализа.
Однако, в большинстве случаев, заказчик оценки бывает заинтересован определить будущие преимущества и выгоды от владения оцениваемым бизнесом. Например, при определении инвестиционной привлекательности предприятия, инвестора, прежде всего, интересуют будущие доходы от владения бизнесом данного предприятия. Здесь на помощь приходит доходный подход. Суть доходного подхода к оценке стоимости бизнеса заключается в определении величины будущих доходов, которые будет получать собственник бизнеса, с учетом риска их неполучения. Оценка компании (предприятия) доходным подходом предполагает составление прогноза будущих доходов от функционирования бизнеса и их приведение к стоимости на дату проведения оценки. Доходный подход всегда применяется для оценки инвестиционной привлекательности бизнеса, определяемой для конкретного инвестора, с учетом его индивидуальных требований к доходности, рискам, масштабам инвестиций и пр.
Наконец, суть сравнительного подхода к оценке бизнеса состоит в сопоставлении стоимости оцениваемого предприятия со стоимостью других (аналогичных) предприятий. В рамках этого подхода, оценщик проводит сравнения оцениваемого предприятия с аналогичными предприятиями, чьи акции или доли в уставном капитале недавно были реализованы на открытом рынке. Данные о рыночных сделках по компаниям, долям в уставном капитале компаний или акциям служат источником объективной информации для расчета справедливой рыночной стоимости бизнеса. Этот подход можно использовать и для оценки бизнеса предприятия, акции которого не участвуют в открытой продаже на фондовом рынке, при условии сравнения его с аналогичными по своей производственной деятельности предприятиями, акции которых участвуют в биржевых операциях.
Очевидно, что комплексная оценка бизнеса предприятия должна осуществляться как с учетом результатов затратного подхода, так и с учетом результатов, полученных с помощью доходного и сравнительного подходов. Другими словами, для получения точной и обоснованной величины рыночной стоимости бизнеса, необходимо провести комплексное исследование, базирующееся на одновременном использовании трех подходов к оценке, что позволит устранить односторонность оценок, полученных с применением разных оценочных подходов.