Советы по написанию дипломной работы

[Для тех, кто пишет диплом самостоятельно]→[Советы по написанию дипломной или курсовой работы]

СОВЕТЫ ПО НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНОЙ ИЛИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Чтобы успешно написать работу требуется не столько блестящий ум, сколько решимость и настойчивость. Поэтому необходимо в конечном итоге прийти к пониманию курсовой работы именно как работы.
Перед началом написания многие испытывают так называемый «стресс чистого листа»: студенту непонятно, как может в его голове появиться логически связный текст достаточно большого объема. «Лекарство» от такого стресса простое: начинайте свою работу с того, что знаете, и продолжайте тщательно делать то, что логически вытекает из известного.
Следует быть готовым к неоднократному редактированию фрагментов текста. Трудно излагать свою мысль, одновременно изобретая для нее наилучшую словесную форму. Создание грамматически стройного текста целесообразней делать путем его редактирования в несколько приемов. Поэтому процесс написания и переписывания является ключевым.
Написанию работы следует придать определенную последовательность. Наиболее распространенная последовательность написания и редактирования разделов работы в этом случае такова, первоначально подготавливаются: введение, первый раздел и приложения к нему, второй раздел и приложения к нему, третий раздел и приложения к нему, заключение. После этого редактируется основная часть работы — разделы и приложения к ним. Затем уточняется содержание введения и заключения. В последующем формируется список литературы, перечень принятых сокращений (при необходимости), перечень принятых терминов (при необходимости), содержание, титульный лист. По завершении окончательно редактируется введение и заключение.
Первый вариант работы следует писать в максимально короткое время. Это связано с тем, что, во-первых, написание работы в короткий промежуток времени позволит избежать противоречий и повторений (человек удивительно быстро забывает даже то, что написал сам); во-вторых, процесс возврата к тому, на чем автор остановился в прошлый раз, очень длителен и составляет по опыту от 5 до 30 минут; в-третьих, написание работы в течение длительного времени приводит к высокому эмоциональному напряжению и работа начинает уже «давить» на автора, что способствует снижению работоспособности.
Материал следует излагать в соответствии с названием и целевой установкой, логически стройно и последовательно. Надо четко осознавать, что цель работы состоит не в простом описании поставленных в плане вопросов, а в анализе существующих проблем деятельности экономических субъектов и обосновании предложений по решению этих проблем.
Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности. Во введении следует раскрыть актуальность темы, определить цель и основные задачи работы, сформулировать научную новизну и практическую значимость работы, определить объект и предмет, структуру, хронологические рамки, информационную базу исследования, указать направления реализации полученных в работе выводов и предложений.
Остановимся более подробно на каждом из перечисленных элементов введения.
Недовольство существующим положением дел выступает основным стимулом творчества. Содержание этого стимула раскрывается при освещении актуальности темы. Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в других трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
В работах студенты часто делают ошибку, когда формулируют актуальность темы путем указания необходимости решения какого-либо вопроса. Однако, научная проблема имеет некоторое отличие от вопроса. Принято считать, что для ответа на вопрос вполне достаточно старого знания. Специфическим признаком проблемы является то, что для нахождения ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Следовательно, для науки вопрос проблемой не является.
От доказательства актуальности выбранной темы целесообразно перейти к формулировке цели работы. Цель — есть мысленный, идеальный образ, предвосхищающий результаты деятельности, конечный итог работы.
Цель работы должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождении новых закономерностей между экономическими явлениями. Правильная постановка цели — процесс не менее важный, чем формулирование выводов.
Исходя и в развитие цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.). Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание составных частей работы. Это важно также и потому, что заголовки разделов довольно часто рождаются из формулировок задач работы. В последующем, при написании заключения целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и выполнение поставленных задач.
Научная новизна характеризует вклад автора в развитие теории исследуемой проблемы. Научная новизна курсовых работ обычно заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей экономических процессов.
Научная новизна неразрывно связана с практической значимостью работы. Практическая значимость должна заключаться в выработке конкретных мере приятии, которые следует провести экономическим субъектам для повышения эффективности своей деятельности.
После формулирования научной новизны и практической значимости переходят к определению объекта и предмета изучения. Объект изучения — это явление, на который направлена исследовательская деятельность субъекта. Предмет изучения — это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта.
При работе над введением нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два — три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с важностью данной части работы (введение прочитают все, кто будет оценивать работу), а также с тем, что процесс написания носит творческий характер, и на первоначальном этапе все же еще не до конца представляется будущая работа.
В ходе написания отдельных глав, параграфов и вопросов используется подготовленный на этапе подбора литературы развернутый план с тем, чтобы каждый вопрос был освещен по определенной схеме, не допускающей повторов, отрывочных логически не связанных между собой положений.
Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Любая научная работа — это не сумма ее составных частей. Можно написать великолепных три отдельных раздела. Однако совершенно еще не факт, что все эти три  раздела составят удовлетворительную  курсовую работу: важна логическая связь работы от ее первого предложения до последнего.
Излагая вопросы теории; следует помнить, что эта часть работы не самоцель, а средство для создания теоретической базы для рассмотрения практических вопросов исследуемой проблемы. Поскольку проникновение в сущность изучаемого явления и процесса возможно только при условии использования системного подхода, то в первом разделе) целесообразно отвести отдельное место истории развития предмета изучения, анализу зарубежного опыта организации экономических процессов. Полученные в результате рассмотрения первого раздела выводы должны раскрыть научную новизну работы, которая формулируется во введении.
Во втором разделе, исходя из общих теоретических положений, рассмотренных в первом разделе, рекомендуется проанализировать состояние дел на определенном темой работы участке деятельности. Для этого используются действующие нормативные документы, материалы научно-практических конференций, результаты выполнения профессорско-преподавательским составом научно-исследовательских работ, статистические данные, отражающие протекающие экономические процессы как в масштабах страны в целом, так и в рамках конкретных предприятий.
Анализ практики экономической деятельности невозможно проводить без количественных оценок протекающих процессов. При этом следует учитывать следующее. Во-первых, приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверными. Во-вторых, при подборе фактических данных из разных источников необходимо обеспечить их сопоставимость (для этого могут применяться, например, индексы-дефляторы). В-третьих, цифровой материал должен отражать общую направленность и закономерность исследуемого экономического процесса, а не исключения из них.
Статистические данные должны быть не только приведены, но и проанализированы для обоснования выводов. Для анализа используются различные математические методы. При этом не следует забывать, что использование математических методов — средство, но не цель написания работы.
В третьем разделе приводится обоснование предложений по совершенствованию тех сторон экономической деятельности, проблемные участки по которым были выявлены во втором разделе. Практика показывает, что для успешной защиты работы следует иметь не менее трех основных предложений, выносимых на защиту. Как правило, сформулированные и обоснованные выводы этого раздела определяют практическую значимость работы, сформулированную во введении. 
Высказываемые в третьем разделе предложения должны также решать те задачи, которые были сформулированы во введении. Во многих работах предложения сводятся к призывам: «надо усилить...», «совершенствовать...» и т.д. Без разработки механизма реализации таких предложений они выглядят голословными. Предложения необходимо довести до уровня конкретных методик, рекомендаций, до разработки форм документов, формулировок в нормативно-правые акты.
Внося предложение, целесообразно предлагать несколько вариантов решения выявленной проблемы. Следует проанализировать каждый из вариантов, выбирать оптимальный и не только прогнозировать положительные результаты использования выбранного варианта, но и предложить мероприятия по минимизации рисков негативных последствий (ведь у любой великой идеи есть недостаток, равный или превышающий величину этой идеи).
В заключении работы излагаются краткие выводы по теме, характеризуется степень раскрытия ее, определяется, достигнута ли цель и задачи работы.
Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез — последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.
Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному.
В ходе написания работы следует обратить внимание на язык изложения материала, особенно на лексику и фразеологию, морфологию, синтаксис, орфографию и пунктуацию.
Лексика и фразеология определяются избранной темой исследования. При изложении обязательных требований в тексте применяются слова и словосочетания: «должен», «следует», «необходимо», «требуется, чтобы», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других положений применяются — «могут быть», «как правило», «целесообразно», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.д.
Правильность использования частей речи определяется морфологией. Существуют некоторые особенности использования в работах существительных, глаголов, местоимений.
В одном словосочетании не следует употребляет несколько существительных, стоящих в родительном падеже и не ставить рядом более двух существительных. Например, нецелесообразно употребление следующей конструкции: «особенности динамики показателей дола кредитов...», «проверка правильности формулирования определений понятий...».
Для описания действий следует использовать глаголы. В основном употребляется изъявительное наклонение глагола (например, «рассмотрим»), редко — сослагательное наклонение (например, «рассмотрели бы») и почти совсем не употребляется повелительное наклонение (например, «рассмотрите»).
Для выражения логических связей между частями высказывания используются указательные местоимения «этот», «тот», «такой» (например: «Эти данные служат достаточным основанием для вывода...»). Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте работ не используются.
При написании работы может возникнуть необходимость высказывания автором своего личного мнения но какой-либо проблеме. В современных научных работах стало неписаным правилом, когда автор выступает вo множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива с руководителем придает больший объективизм изложению. Вам также целесообразно следовать данному правилу.
Однако частого употребления местоимения «мы» быть не должно. Поэтому можно использовать конструкции, исключающие употребление этого местоимения: неопределенно-личные предложения (например: «Вначале производят отбор факторов для анализа, а затем устанавливают их влияние на показатель»); формы изложения от третьего лица (например: «Автор полагает...»); предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию...»).
Синтаксис работ имеет свои особенности. Нужно стремиться строить краткие предложения, выражать свои мысли в доступной форме, не допускающей разночтений, использовать грамматические конструкции, предполагающие точное следование нормам связи слов в предложении.
Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные синтаксические средства, указывающие: последовательность развития мысли («вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и др.); противоречивые отношения («однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее» и др.); причинно-следственные отношения («следовательно», «поэтому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же» и др.); переход от одной мысли к другой («прежде чем перейти к...», «обратимся к...», «рассмотрим», «остановимся на...», «необходимо рассмотреть» и др.); итог, вывод («итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод...», «подведя итог, следует сказать...» и др.).
В качестве средств связи слов могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия («данные», «этот», «такой», «названные», «указанные» и др.). Например: «Посредством использования денежно-кредитного механизма реализуются функции Банка России по регулированию экономики. Данный механизм включает...».
Слова «действительно» или «в самом деле» указывают, что следующий за ними текст предназначен служить доказательством, слова «с другой стороны», «напротив» и «впрочем» готовят к восприятию противопоставления, «ибо» — объяснения. Данные и подобные им слова являются указателями, которые предупреждают о поворотах мысли автора. Однако использование таких слов не украшает слог, поэтому злоупотреблять ими не стоит.
Для текста работы, требующей аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения различных видов. В работе чаще следует использовать сложноподчиненные, а не сложносочиненные предложения. Отдельные части сложноподчиненного предложения более тесно связаны между собой, чем части сложносочиненного предложения. Подчинительные конструкции выражают причинные, временные, условные, следственные и другие отношения. Поэтому следует использовать составные подчинительные союзы: «благодаря тому, что», «между тем, как», «так как», «вместо того, чтобы», «ввиду того, что», «оттого, что», «вследствие того, что», «после того, как», «в то время, как» и др.; употреблять производные отыменные предлоги «в течение», «в соответствие с», «в результате», «в отличие от», «наряду с», «в связи с» и др.
Объективность изложения — основная черта работы, которая вытекает из стремления установить научную истину. Отсюда возникает необходимость использования в тексте работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря этим словам тот или иной факт можно представить: как вполне достоверный («конечно», «разумеется», «действительно»), как предполагаемый («видимо», «надо полагать»), как возможный («возможно», «вероятно»).
Обязательным условием объективности изложения материала является указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это следует реализовывать посредством использования специальных вводных слов и словосочетаний («по сообщению», «по сведениям», «по мнению», «по данным», «по нашему мнению» и др.).
При разработке материала следует добиться отсутствия ошибок в орфографии и пунктуации. Необходимо помнить, что не может быть убедительных рекомендаций, неграмотно написанных и небрежно исполненных. Создание работы в электронном виде позволяет избежать большинства ошибок посредством автоматической проверки правописания.
Курсовым работам присущи определенные стилистические особенности. При написании работы целесообразно представить, что надо поделиться имеющейся информацией и знаниями с людьми, которые этой информацией не располагают. Поэтому качествами, определяющими стиль работы, должны являться точность, ясность и краткость.
Смысловая точность — умение передавать информацию при помощи слов. Неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования. Особенно затрудняет восприятие информации использование мудреной книжной лексики и злоупотребление иностранными словами, которые дублируют русские слова и, тем самым, неоправданно усложняют текст.
При необходимости правильно использовать синонимы, не нарушая точности передачи информации. Синонимы нужны в работе для того, чтобы избежать повторений.
Очень часто в работах употребляется словосочетание «и т.д.» в тех случаях, когда не знают, как продолжить перечисление, или вводится оборот «вполне очевидно», когда не могут изложить доводы. Обороты «известным образом» или «специальным методом» нередко указывают на то, что автор в действительности не знает, каким образом или методом рассматривать изучаемую проблему.
Причиной неясности текста может стать неправильный порядок слов в предложении. Например, в предложении «Четыре подобных автомата обслуживают несколько тысяч человек» подлежащее не отличается по форме от прямого дополнения и поэтому неясно, кто (или что) является субъектом действия: автоматы или люди, которые их обслуживают.
Краткость позволяет избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Краткости мешает многословие. Оно проявляется в использовании: лишних слов; слов, не нужных по смыслу; с одним понятием более общего понятия.
Многословие чаще всего проявляется в употреблении лишних слов. Например: «Для ведения бухгалтерского учета работник использует имеющиеся персональные компьютеры» (если компьютеров нет, то и использовать их нельзя), «Увеличение расходов допускается до величины 200 тыс. руб.» (200 тыс. руб. и так представляет собой величину).
Завершив написание текста работы, следует прочитать всю работу в целом и оценить ее на предмет соответствия составных частей друг другу. Сделать это целесообразно по прошествии нескольких дней после окончания написания текста для того, чтобы получить чувство «дистанции» между своей работой и собой. Если этих нескольких дней нет, то можно отложить работу на несколько часов, в течение которых заняться другим делом (поговорить с товарищами, заняться домашними делами), а затем — вернуться к работе.
При анализе работы на предмет соответствия ее составных частей друг другу следует обратить внимание на то, чтобы указанные во введении формулировки научной новизны, практической значимости были раскрыты в работе. Научная новизна работы раскрывается чаще всего в первом разделе. Практическая значимость работы, как правило, должна раскрываться в третьей (а может быть и в другом разделе) работе. Кроме того, раскрытие научной новизны и практической значимости работы должно найти свое отражение в заключении.
Следует также обратить внимание на соответствие указанной информационной базы исследования фактически используемому материалу.
Если при анализе введения выявляется несоответствие введения основной части, то в целях завершения работы в срок, как правило, корректировке подвергается введение.
При анализе заключения обращается внимание на то, чтобы итоговые выводы по решению всех задач, поставленных во введении, нашли отражение в заключении. Совершенно недопустимо указывать в заключении, что какая-либо из задач не решена. Если такая ситуация имела место, то необходимо либо все же эту задачу решить, либо, если задача не влияет на достижение цели исследования, во введении ее не ставить.
Отражение в заключении итоговых результатов по выполнению поставленных задач должно свидетельствовать о выполнении автором целевой установки, сформулированной во введении. Последнее положение должно также найти отражение в заключении.
Для выявления ошибок в тексте можно попробовать прочитать работу вслух перед самим собой: восприятие на слух часто дает возможность почувствовать разницу между тем, что хотелось сказать и тем, что действительно написано. Очень полезной может оказаться запись голосового воспроизведения текста, а затем ее прослушивание.
После завершения работы над текстом в целом целесообразно еще раз прочитать введение и заключение. Это связано с тем, что все, кто будут оценивать работу (научный руководитель, рецензент) эти части работы прочтут обязательно. В связи с этим часто говорят, что введение и заключение — это визитная карточка работы.
Закончив самостоятельную подготовку текста, можно попросить товарища прочитать работу, а в это время изучить его работу. Такой способ позволяет взглянуть на написанное «свежим» взглядом». Читая работу товарища, должны выделить положительные моменты и недостатки, а также дискуссионные вопросы. Выявленные положительные моменты в методологии изложения материала можно использовать и при редактировании своей работы. На обнаруженные недостатки следует обратить внимание автора для их исправления. Совместное обсуждение дискуссионных вопросов позволит глубже уяснить исследуемые проблемы, проникнуть в их сущность.
В процессе написания работы следует установить контакт с научным руководителем. Неясные вопросы, направления решения отдельных проблем должны обсуждаться с научным руководителем в оперативном порядке. Следует избегать двух крайностей: либо вообще пренебречь консультациями руководителя и предоставить ему готовую работу, либо пытаться получить от руководителя в готовом виде развернутый план работы, всю литературу к теме, не проявляя самостоятельного подхода.
К встрече с научным руководителем следует готовиться заранее для обсуждения конкретных возникших проблем. Если идти на встречу с вопросом: «Каковы основные направления совершенствования функционирования денежно-кредитного механизма», то, навряд ли можно получить от руководителя ответ, поскольку вопрос носит общий характер. Научные руководители обычно являются занятыми людьми и вряд ли будут тратить  время для чтения индивидуальной лекции.
В конце заключения работа подписывается автором с указанием фамилии и инициалов, а также даты и представляется научному руководителю.
После прочтения и возвращения научным руководителем работы следует доработать материал с учетом отмеченных замечаний. В случае неясности последних необходимо задать вопросы научному руководителю.
Откорректировав текст с учетом высказанных замечаний, целесообразно еще раз прочитать работу, устранить возникшие в результате внесения исправлений алогичности, проверить грамматику и сброшюровать материал. Проверив наличие подписи, даты завершения работы, следует представить работу на кафедру и приступать к разработке тезисов доклада для защиты.
 
Поиск
Форма входа
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0